?

Log in

Previous Entry | Next Entry

ANNOUNCEMENT. Following numerous scholarly criticisms of inaccuracies, omissions, suppressions, and blatant distortions and falsifications of Vygotsky's published texts, PsyAnima, Dubna Psychological Journal, the leading Russian Vygotskian periodical edition [ http://www.psyanima.ru/ ], solemnly declares the official launch of a truly global PsyAnima Complete Vygotsky project that aims at republishing all Vygotsky's works and most of works of the representatives of Vygotsky Circle. The publications of these original texts will be accompanied with critical discussion of the sources in a series of research articles that will come out in the subsequent issues of the journal. All publications in this series will be distributed in electronic form and at no cost, i.e. FREE OF CHARGE.

Enormous work has already been done by an international team of enthusiasts—researchers, archival workers, and library staff—from Belarus, Brazil, Canada, Israel, Germany, Italy, Korea, the Netherlands, Russia, South Africa, and Switzerland, who not only did groundbreaking scholarly research, but also joined their efforts in order to put together a highly impressive collection of L.S. Vygotsky’s texts. However, a lot of work still remains to be done. Thus, we are inviting volunteers, partners, and sponsors to join this time-consuming and costly, yet highly noble and rewarding project.





Как показала серия недавних исследований и публикаций, имеющиеся в нашем распоряжении тексты Л.С. Выготского, изданные после его смерти, изобилуют редакторскими ошибками, цензурными правками, искажениями и прямыми фальсификациями. Все эти искажения и фальсификации обнаружены не только в переводных текстах Выготского, но и, в первую очередь, в его русскоязычных публикациях, включая скандальное и одиозное шестотомное собрание сочинений этого автора, вышедшее в издательстве "Педагогика" в 1982-1984 годах под редакцией М.Г. Ярошевского.

В свете многочисленных, системных искажений текстов Выготского в его советских изданиях представляется единственно возможный выход из создавшегося катастрофического положения с научным наследием этого автора. А именно: переиздать все его тексты в восстановленном виде, не искаженном цензурой критиков и верных учеников и последователей.

Самый известный во всем мире российский психологический журнал и издательство «Наше Все» торжественно объявляют об официальном старте нового издательского проекта:

PSYANIMA ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ ВЫГОТСКОГО (PsyAnima Complete Vygotsky).
Этот проект стал возможен только в результате сотрудничества международного коллектива энтузиастов — исследователей, архивистов и сотрудников библиотек Беларуси, Бразилии, Германии, Израиля, Италии, Канады, Нидерландов, России, Швейцарии и Южной Африки,—которые не только провели основательную аналитическую и текстологическую работу, но и объединили свои усилия с тем, чтобы собрать весьма значительную коллекцию публикаций текстов Л.С. Выготского.

Многое уже сделано, и многие оригинальные тексты Выготского, вышедшие в рамках проекта, уже сейчас свободно доступны, т.е. распространяются БЕЗ ОГРАНИЧЕНЙ и БЕСПЛАТНО. Тем не менее, многое еще остается сделать. Объединенная команда участников проекта PsyAnima Полное собрание сочинений Выготского (PsyAnima Complete Vygotsky) приглашает добровольцев, партнеров и пожертвователей к участию в этом трудо- и времяемком, а порой и дорогостоящем, но исключительно благородном и бескорыстном деле.




СПИСОК ТЕКСТОВ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В РАМКАХ ПРОЕКТА
PSYANIMA ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ ВЫГОТСКОГО (PsyAnima Complete Vygotsky)
(NB: курсивом отмечены дружественные публикации, состоявшиеся за рамками текущего проекта);

1912-1919
* Выготский, Л.С. Ранние публикации в газете "Новый путь" (1916-17) и другие работы по 'еврейскому вопросу':
** публикация Добкина-Фейгенберга

1922
* Выготский, Л.С. Ранние работы Л.С. Выготского: литературоведческие заметки и театральные рецензии в газете «Наш понедельник» (Гомель), 1922 г.

1923
* Выготский, Л.С. Ранние работы Л.С. Выготского: литературоведческие заметки и театральные рецензии в газете «Наш понедельник» (Гомель), 1923 г.
* Выготский, Л.С. Ранние работы Л.С. Выготского: литературоведческие заметки и театральные рецензии в газете «Полесская правда» (Гомель), 1923 г.

1924
* Выготский Л.С. (Ред.) - Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно-отсталых детей

1925
* Корнилов К.Н. (Ред.) - Психология и марксизм

1926
* Корнилов К.Н. (Ред.) - Проблемы современной психологии

1928
* Басов. М.Я. - Общие основы педологии
* Залкинд, А.Б. (Ред.) - Основные проблемы педологии в СССР (По тезисам Первого Всероссийского педологического съезда)

1929
* Выготский, Л.С. - Педология подростка, том 1

1930
* Выготский, Л.С. - Педология подростка, том 2
* Выготский Л., Геллерштейн С., Фингерт Б., Ширвиндт М. - Основные течения современной психологии
* Залкинд, А.Б. (Ред.) - Психо-неврологические науки в СССР (Материалы I Всесоюзного съезда по изучению поведения человека)

1931
* Выготский, Л.С. - Педология подростка, том 3

1933-34
* Выготский Л.С. Лекции по педологии (конспекты/стенограммы лекций, прочитанных в Ленинграде, изданные в Ижевске в 2001 г.)

1934
* Выготский Л.С., Гиляровский В.А., Гуревич М.О., Кроль М.Б., Шмарьян А.С. и др. Фашизм в психоневрологии
* Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования (idem)

1935:
* Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения

1937
* Руднева Е.И. - Педологические извращения Выготского



Update of Nov. 10, 2012: Описание и обсуждение кое-каких деталей проекта см. здесь: http://ru-philosophy.livejournal.com/1367403.html#comments


Update of Nov. 20, 2012: В бой с Мировым Злом вступают интербригады: Калифорния с нами! --
* http://xmca.ucsd.edu/yarns/14675
* http://xmca.ucsd.edu/yarns/14677
* http://xmca.ucsd.edu/yarns/14681






Comments

( 6 comments — Leave a comment )
arbuzov
Jan. 25th, 2016 11:33 am (UTC)
Интересно какие из наиболее изобилующих ошибок шеститомника подразумеваются.
nemo_nostrum
Jan. 25th, 2016 02:57 pm (UTC)
Ну уверен, что до конца понимаю Ваш вопрос (по форме - ремарка, но, точнее, с точки зрения прагматики высказывания, скорее, запрос), но, тем не менее, попытаюсь ответить.

В самых общих чертах, имеем, наверное, две самых частых проблемы: (1) сквозная правка терминологии и (2) грубые цензурно-редакторские вмешательства в конкретные тексты. Персонально ответственным за надругательством над текстом и "репрессированную науку" такого рода, получившуюся в результате таких фальсификаций, является один из редакторов издания М.Г. Ярошевский, хотя совершенно очевидно, что к делу приложили руку многие, не только он. В качестве предварительного ознакомления предлагается такое чтение:

1. По первому пункту, т.е. сквозная правка:
статья, в которой автор показывает, что во всех случаюх, где в текстах Выготского встречаются "высшие психические функции" -- это результат подлога и фальсификации:

* Keiler, P. (2012). «Cultural-Historical Theory» and «Cultural-Historical School»: From Myth (Back) to Reality // PsyAnima, Dubna Psychological Journal, 5 (1), 1-33 — http://www.psyanima.ru
http://psyanima.ru/wp-content/uploads/issues/2012n1a1.1.pdf

* Кайлер, П. «Культурно-историческая теория» и «культурно-историческая школа»: От мифа (обратно) к реальности // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», там же, с. 34-46
http://psyanima.ru/wp-content/uploads/issues/2012n1a1.2.pdf

Весь выпуск этого журнала здесь: http://psyanima.ru/issues/issues-2012/1-2012/ и, к слову, там есть еще кое-что -- и немало -- по сути Вашего запроса.

2. По второму пункту, т.е. о фальсификации конкретного текста, см. описание и обсуждение, пожалуй, наиболее яркого примера в таком (неоопубликованном) тексте о другом (скандальном) тексте:

* Ясницкий, А. (2012). «Орудие и знак в развитии ребенка»: Самая известная работа Л.С. Выготского, которую он никогда не писал. ["Orudie i znak v razvitii rebenka: Samaia izvestnaia rabota L.S. Vygotskogo, kotoruiu on nikoga ne pisal]. ["Tool and sign in the development of the child": The most famous Vygotsky's work, which he never wrote]
http://individual.utoronto.ca/yasnitsky/texts/Yasnitsky%20(2012)_Orudie'n'znak.pdf

И кстати, да, по этой же теме см. публикации в номере журнала, указанного в пункте первом.

Думается, всего этого достаточно в качестве предварительного чтения. Пишите, если этого мало и/или у Вас появятся какие-либо размышления, комментарии, предложения или пожелания по поводу прочитанного или как-либо тем, связанных с прочитанным материалом.
Axinia Samoilova
Jan. 10th, 2017 12:00 pm (UTC)
понятийное мышление
А термин "понятийное мышление" действительно принадлежит Выготскому?
nemo_nostrum
Jan. 10th, 2017 08:17 pm (UTC)
Re: понятийное мышление
Хочется сказать, ну конечно же нет, но не хочется делать голословных утверждений, а потому удержусь и переформулирую: я был бы очень и очень удивлен, если этой фразы никто до Выготского из русскоязычных авторов не использовал. Кстати, отдельный вопрос, использовал ли буквально и именно эту фразу (т.е., из двух и именно этих слов) сам Выготский :). --

Там ведь столько вранья за десятилетия накопилось, что уже, кажется, ничему удивляться не стоит, например, после того, как, оказывается, "основатель учения о высших *психических* функциях" (т.е. Выготский) не только никогда не использовал выражения "высшие психические функции" в своих прижизненно опубликованых работах, но и совершенно эксплицитно высказывался в пользу изучения не *психических*, а *психологических* процессов: по его логике, мол, негоже отрывать психические явления от телесных. Об этом см., напр., здесь -- для экономии времени и сил можете перепрыгнуть сразу в пункт 4 на стр. 9-10, см. тж. сноску 35, стр. 10:

Yasnitsky, A. (2016). Ревизионистская революция в выготсковедении и наследие Выготского в 21 веке [Revisionist Revolution in Vygotsky Studies and Vygotsky's Legacy in the 21st century]. Paper prepared for presentation on November 15, 2016 at the International Network Congress of Psychology dedicated to the 120th Anniversary of L.S. Vygotsky's birthday held at Moscow State Pedagogical University, November 14-19, 2016, Moscow, Russia

ЛИНК: http://individual.utoronto.ca/yasnitsky/texts/Yasnitsky%20(2016).%20REVpaper_RUS.pdf

(Если у Вас появятся какие-то конкретные вопросы по тексту, можете написать его автору: его email Вы найдете на самой первой странице файла).

Так что, возвращаясь к "понятийному мышлению" тут надо очень аккуратно, с опорой на конкретные тексты. Это что касается русскоязычной научной терминологии и фразеологии.

Ну а если мы выйдем за пределы русскоязычного психологического мирка, то нет ни малейшего сомнения в том, что в той или иной форме аналог фразы "понятийное мышление" или, например, "мышление в понятиях" и т.п. использовался и на немецком, и на английском, и на французском и т.д. при том бесконечном богатстве психологических исследований и филосософксих спекуляций о природе мышления в Западной Европе и Северной Америке задолго-задолго до Выготского (впервые заявившего о себе как о психологе в конце 1923-начале 1924) и иже с ним.


Axinia Samoilova
Jan. 11th, 2017 05:56 pm (UTC)
Re: понятийное мышление
Благодарю!
На счёт "высших психических функции" очень впечатляющий пример. Страшно подумать, сколько таких "неточностей" скрыто повсюду...
Меня смущает именно тот факт, что я в знаменитом тексте " Мышление и речь" словосочетания "понятийное мышление" не нашла. Интересно так же, что все русские ссылки в связи с этим термином указывают на Выготского.
nemo_nostrum
Jan. 11th, 2017 08:22 pm (UTC)
Re: понятийное мышление
Ну что ж, Вы, безусловно, правы: таких, скажем, "неточностей" там (т.е. в русскоязычной психологии), действительно, чуть больше, чем сто процентов всей базовой терминологии :), так что, если у кого-то есть возможность держаться от этого дремучего болота подальше, -- лучше таки да подальше держаться от всего этого сокровища :). А если приходится туда залазить, то уже сразу с головой и вооружившись не только бритвой Оккама, но и мощным инструментарием для историко-филологически-текстологического анализа дискурсов, что, согласитесь, не всегда сподручно психологам (а особенно практикам), -- в противоположность, например, филологам или, скажем, историкам [науки].

Строго говоря, Ваша последняя запись не содержит в себе вопроса, а потому и меня как бы никто за язык не тянет отвечать. Тем не менее, позволю себе пару тройку непрошенных ремарок, бонусом:

1. На случай, если Вас хоть как-то заинтересовала выготскианская тема, а в особенности тема заявленной "революции", то недавно вот вышла такая книжка, доступна и в сети в виде полнотекстового пдфа по линку:

Yasnitsky, A. & van der Veer, R. (Eds.) (2015). Revisionist Revolution in Vygotsky Studies. London and New York: Routledge
ЛИНК: https://www.academia.edu/27328322/Yasnitsky_A._and_Van_der_Veer_R._Eds._2016_._Revisionist_revolution_in_Vygotsky_studies._London_Routledge
или
https://www.academia.edu/9867807/Revisionist_Revolution_in_Vygotsky_Studies
(первый линк это pdf бумажной книги в ее актуальной печатной версии, а второй -- это, кажется, несколько более ранняя копия, которую когда-то выложили в сети как ebook)

2. На тему "понятийного мышления" по положению дел на время жизни Выготского, мне кажется, очень небезынтересно было бы глянуть "немцев", -- их публикации и на немецком, и на английском (это уже после 1933) -- например, Kurt Goldstein & Adhémar Gelb et al.: они там шли параллельными курсами, затрудняюсь сказать, кто кого опережал и в чем. Я бы поставил на лидерство Гольдштейна и иже с ним, но это несколько голословно, надо проверять: может быть, хоть в чем-то Выготский их и обошел. Далее, туда же: интересно в этом контексте посмотреть и на Heinz Werner (а именно его Einführung in die Entwicklungspsychologie, 1926 и целая цепочка неидентичных, существенно переработанных изданий; оно же -- Comparative Psychology of Mental Development, 1940): там, сдается, все несколько поглубже, пошире и посистематичней проработано, чем у Выготского, причем все в тот же довоенный период.

3. Последнее. Будут какие-то конкретные вопросы за пределами livejournal, -- милости просим, пишите автору русской статьи про "ревизионистскую революцию" (см. выше по thread'у).




Edited at 2017-01-11 08:25 pm (UTC)
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

psyanimajournal
PsyAnima, Society for psychology & allied sciences
PsyAnima, Psychological Journal

Latest Month

January 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser